?

Log in

Cолярис: Встреча



   «Солярис» Андрея Тарковского есть очень насыщенная символическая система, и трудно претендовать на то, чтобы раскрыть ее в полной мере(и я не буду). Одних только архетипических сюжетов - полным полно.Здесь и путешествие Героя вообще, и битва с Драконом, и Священный Брак, и Возвращение домой, и сам Дом как центрирующий принцип, организующий человеческий космос,его модель... Я предлагаю рассмотреть образный мир фильма через несколько фильтров: морфологию волшебной сказки, принципы индивидуации К.Г.Юнга, и,наконец,через самый очевидный и важный для самого автора аспект – библейско-христианский.

Структура повествования через морфологию волшебной сказки: «Как некто путешествовал на край вселенной и попал в самое ее сердце» Тождество центра и края, выход за пределы обыденного пространства-времени Тридесятое царство,встреча с иномирным чудовищем,спасение и обретение невесты.Расколдованное царство Возвращение домой

Структура повествования в свете юнгианского подхода: Путешествие в океан бессознательного Встреча Эго с Тенью.Конфликт и интеграция теневых содержаний,преодоление незрелых защит,таких,как расщепление.Обнаружение Анимы.Обогащение психической жизни посредством ресурсов Анимы.Напряжение в динамике «Сознание – бессознательное». Проявление трансцедентной функции:смещение ценностных ориентиров и обретение истинного центра – Самости.Смена Эго-ориентации на Самостную ориентацию.

Структура повествования в библейском и христианском свете : Грехопадение и ответственность за него Это не я, «это жена, которую ты дал мне». Герой как Адам и блудный сын.Преодоление отчуждения и искупление вины. Героиня как Ева. Иллюзия (из ребра моей памяти), ведущая к Отцу. Возвращение в Эдем


В сюжете Соляриса и в той динамике характеров и их взаимоотношений, которую представляет Тарковский, можно обнаружить и структуру волшебной сказки, и манифестацию архетипов и их интеграцию с юнгианской точки зрения,и христианскую систему образов с актуализацией мотивов библейской истории Грехопадения.
   Историю Соляриса можно коротко описать как «некто путешествовал на край вселенной и попал в самое ее сердце», то есть к себе домой.И это классический перевертыш сказки, мифа и мифологического сознания, для которых характерно тождество центра и края, а путешествие героя всегда есть выход за пределы обыденного пространства-времени.По законам восприятия традиционной культуры наш мир всегда в центре.Строя свое жилище и жизнь, мы опираемся на небесную ось, мировое древо, axis mundi.Это священное, онтологическое основание нашего существования,то, на чем держится «наш мир». Путешествие героя всегда ведет за пределы нашего мира, в мир иной, в мир духов, мир умерших, мир фантастических существ и страшных чудовищ. По существу, такое путешествие есть смерть.Герой умирает для этого мира, как это делает субъект инициации(и любого ритуала перехода),и как таковой представляется последовательно развоплощаемым, умерщвляемым в залог нового рождения и возвращения в этот мир в новом,более высоком статусе. Первая,достаточно большая часть фильма посвящена именно этому моменту прощания со своим миром, как средоточием всего человеческого.Дом, сад,вода, голоса стариков, книги и дорогие сердцу предметы... Крис Кельвин знает, что цена его миссии – никогда более не увидеть своего отца, близких, свой дом.Земля его детства,все то,что составляет содержание его жизни,даже в случае благополучного возвращения, будет безвозвратно утрачена.Это аналогично смерти – его самого для близких и близких для него.Это жертва,без которой невозможен подвиг героя, будь то история Фродо,Гарри Поттера или героя народной сказки.

И вот: невероятное путешествие осуществилось.Главный герой покинул обитаемый космос,пересек пространство,которое в европейской традиции чаще всего является лесом(«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»), а в двадцатом веке, мечтающем о космосе и страшащемся его, видится как дальний неосвоенный космос.Совершив это путешествие, герой обнаруживает себя где-то на краю вселенной, прямо перед бездной,которая смотрит на него. Что происходит в волшебной сказке на этом этапе?Оставим значимые подробности путешествия по лесу,подобные встрече с бабой Ягой или испытания,связанные с обретением волшебных помощников и т.д., поскольку здесь сказочный сюжет претерпевает монтаж. Герой уже пришел, он “на Калиновом мосту”,на краю мира.Это тот момент, когда Герой встречается с Чужим(тем, кто в традиционной культуре представляет мир хаоса, противоположный правильному человеческому космосу),антигероем,антагонистом, чудищем.Тем, кто на юнгианском языке называется архетипом Тени,составляющей противовес сознательным установкам Эго и его представлениям о себе. Что делает в этой ситуации герой?Конечно, сражается с Чужим, в честном ли бою, хитростью ли или с помощью волшебных помощников,он побеждает,и не просто побеждает,а еще и спасает из плена прекрасную царевну,которую можно смело назвать Анимой.(Анима в юнгианском словаре есть вытесненная,бессознательная фемининная часть мужской психики, заключающая в себе значимые творческие ресурсы)После этого следует возвращение в наш мир(с дополнительными испытаниями или без) и свадьба –пир на весь мир, то есть Иерогамия, священный брак.Отметим, что для восточных славян именно брак и свадебный ритуал есть важнейший инициатический комплекс, посредством которого девушка и юноша становятся «настоящими» людьми.Это сказочный символ зрелости, счастливый финал.

Если из архетипического сюжета борьбы с Чудищем-Чужим-Тенью убрать мотив прекрасной женственности, то возникает типичный сюжет фантастического фильма, например, того же Чужого(Alien), одного из ярких пионеров жанра космического хоррора.Ситуация идентичная– герои на краю космоса,смотрят в бездну,и эта бездна,глядящая на них, оказывается страшней всех самых страшных кошмаров.Иной мир вообще – то, что лежит за пределами человеческого, за пределами осознаваемого, вне Эго, есть чистый ад.Сражение с полчищами этого ада не несет никакого позитивного плода в виде принцессы-невесты.Это иномирье наступает на человеческое,произрастая в нем чудовищами.Это хищное,непризнанное,безобразное бессознательное. Но «Лишь тот,кто зверю подобен,способен его победить».Это еще одна важная черта сказки.В главном герое всегда есть свойства того света, что-то роднящее его с теми,кто по ту сторону, поэтому он и способен бродить по темным водам бессознательного и выйти сухим. В этой же ситуации победа невозможна, поскольку человек, как сам герой сюжета, так и зритель,идентифицирующий себя с ним,не может признать в этих чудовищных обитателях бездны ни малейшей частицы себя.Это чистая,беспримесная Тень.

Что делает Тарковский, используя историю Лема? Расположив героя(психолога по профессии ;)) на краю пропасти, перед лицом бездны,он заставляет его смотреться в себя. Все сказочное содержание путешествия Героя: и избушка на курьих ножках, и дракон, и принцесса, все это лаконично представлено многоликим океаном. Из чего состоит Солярис? Как огромная метафора мира,он непознаваем вне человека, но видим через него.Океан Соляриса демонстрирует героям то, что мир состоит из них самих.Край вселенной с абсолютно чужим сознанием,обитающим там,оборачивается личным опытом каждого, крупицами,из которых состоит его жизнь.Так популярная в широких кругах теория квантовой Вселенной сообщает нам о родстве и идентичности любого опыта, любой истории,любой жизни любому опыту,любой истории,любой жизни в любом уголке, неважно сколь далеко друг от друга они расположены.Океан – послание о том,что «Чужой» в принципе не существует.Невозможно увидеть что-то, что уже не было бы частью тебя самого,не было бы связано с тобой.Встреча с Солярисом как с Тенью,непринятие болезненной, темной части себя и своей истории порождают конфликт,отчуждение, интеллектуализацию ,безумие,застревание, ,которые переживают работники станции. Уничтожить то,что пугает и причиняет страдание.Закрыться.Обесценить. Крис проходит эти состояния насквозь,через боль, и страх, и отвержение,и попытки физически уничтожить это нечто, и на выходе все-таки признает Чужого,пришедшего в образе умершей жены, за эту самую жену,недолюбленную,оставленную в одиночестве и отчаянии.Признает вместе со своей ответственностью,принимает свою память о том,от чего бежал, свой стыд за сделанное уже сейчас. В юнгианском дискурсе этот процесс признания называется интеграцией Тени,за которой всегда скрывается Анима.В данном случае она и не скрывается вовсе.Баба Яга,Змей Горыныч и Василиса Прекрасная из сказки сплавлены здесь в протеическом образе вопрошающего и испытывающего Соляриса.

Но библейская образность Тарковского глубже. Это не просто принятие Тени,обеспечивающее доступ к собственным ресурсам.Это не просто признание Хари,как как Евы,созданной из ребра его памяти. Крис признает в ней Субъект.Независимо от того, из чего она соткана, он признает за иллюзией черты несомненной реальности.То есть видит человеческое(а значит,и божественное, и наоборот) в ней,преодолевая рациональное знание. Человеку нужен человек.Да. Но человеку свойственно расчеловечивать других людей,равно как и очеловечивать то,что человеком не является.Это второе свойство есть глубинное чувство контакта с непостижимым собеседником,который,однако,становится достижим, когда мы оживляем землю и солнце,деревья и рисунки.Наклоняясь «достаточно низко»,обращаясь к душе вещей,мы встречаем там самого Бога. Солярис – дальняя станция, в которой герои оказываются навсегда оторваны от своих корней, семей,друзей,это край вселенной, за которым лежит страшное непостижимое.
Таможня, на которой герой проходит свое испытание,избушка Бабы Яги, замок колдуна, а может,и замок спящей красавицы.По закону мифического пространства край света в то же время может оказаться и священным центром своего,средоточием родного,началом мира.Неживое, чужое, иномирное вдруг становится своим, принцесса расколдовывается, а вместе с ней и всё царство просыпается от чар.И это происходит с Солярисом – он начинает изменяться.Океан бессознательного,та самая испытывающая бездна,расступается,и на поверхность выходит островок обетованной земли - доступ в недостижимое,утраченное, в самое главное – в Дом Отца.Финальная сцена, полностью дублирующая полотно «Возвращение блудного сына»,достаточно красноречиво говорит, что для Тарковского это возвращение героя не только и не столько к отцу настоящему,в иллюзии или в реальности(хотя важность этого мотива для режиссера нельзя недооценивать),но и в реальности высшего порядка это возвращение к Отцу Небесному.

Библейский Адам отворачивается от Евы, делегируя ей всю вину, обретая взамен груз расщепления,и тем самым изгоняется из рая,отпадает от Бога. Крис Кельвин принимает Еву-Хари, такую, какой ее посылает ему Солярис,и спасается этим.Сцены в лаборатории, библиотеке – антитеза библейской сцене отвержения – здесь Ева-Хари предъявляется героем как часть себя, как жена, как человек.Он ставит ее рядом с собой, и тем самым Эго, ложный царь психики, сдвигается в сторону,капитулирует.Эта капитуляция Эго символически представлена болезнью Криса, его бредом, который в очередной раз помещает героя в сумеречную зону междумирья – между сном и бодрствованием, между прошлым и будущим. Анима появляется снова,сперва – как заботливая возлюбленная, потом – в образе матери,молодой,пришедшей из глубокого детства, двойственной,с очищающей водой и яблоком, опять напоминающим нам об эдемском саде и праматери Еве.И – исчезает.Где же здесь знаменитый брачный мотив, если герои расстаются? Но принятие того,что казалось внешним, делает его внутренним, частью себя самого. Крис меняется.И внешнее – большой океан – тоже трансформируется.То, что было конфликтом, стало контактом,то, что было страхом, стало объектом любви. Там, где была дихотомия сознания и бессознательного, прочерчивается «трансцендентная функция», объединяющая их.Так открывается дверь в утраченный Эдем, который,конечно же, здесь можно назвать символом Самости, понятия,под которым Юнг подразумевал истинный центр и компас человеческой психики, силу души, ведущую нас.

Вечная актуальность и сила воздействия Соляриса Тарковского в том, что здесь всё сходится воедино, всё играет:и сказочный канон, и процесс индивидуации, со всей его психологической глубиной, и высочайший религиозный и философский смысл.Это фильм о Встрече с большой буквы.О Встрече c Богом и с Cамим Собой.






 

Comments